Воспитание молодежи сегодня вновь приобретает значимость, становится делом государственной важности. Не секрет, что в советское время процессу воспитания детей и молодежи уделялось огромное внимание. Однако чрезмерная идеологизация этой системы привела к тому, что воспитательные структуры большей частью были разрушены. В системе профессионального образования усиленно культивировалась мысль, что само знание и есть воспитание. К счастью пришло понимание, что обучение без воспитания – пусто и ведёт к тяжелым последствиям
Человек может наизусть знать все статьи Уголовного кодекса – и нарушать их, прекрасно ориентироваться в геополитике – и быть начисто лишенным чувства Родины, знать о вредном влиянии на организм наркотиков – и употреблять их. Увы, сам по себе диплом о высшем образовании – это только гарантия квалификации специалиста, да и то не всегда. А город, страна, общество заинтересованы в том, чтобы выпускник вуза, помимо качественной профессиональной подготовки, имел человеческое достоинство, гражданскую позицию, высокие нравственно-ценностные ориентиры и патриотические установки. Всё это делает человека воспитанным.
К сожалению, в современной молодежной среде существует негативное явление – наркомания, как фактор деградации человеческого и трудового потенциала России. В Российской Федерации официально зарегистрировано 140 тысяч наркозависимых детей и подростков, а в Москве 20 тысяч несовершеннолетних, страдающих наркологическими расстройствами. В их основе лежат факторы риска: трудные жизненные ситуации, среда обитания, отсутствие семейного и общественного воспитания. Согласно последним исследованиям наркотики растительного происхождения: марихуана, анаша, гашиш – пользуются большим спросом в наркобизнесе. Именно с их употребления начинают свой путь 95% наркоманов. В последние годы растет потребление героина и популярность клубных наркотиков, курительных смесей (спайсов).
В выступлении Президента Российской Федерации Д.А.Медведева приведены данные о том, что только 15% молодежи занимается спортом, а 80% школьников ведут малоподвижный образ жизни. Еще мы теряем 10 тысяч несовершеннолетних, переступивших черту закона, которые находятся в воспитательных колониях. Это приводит к сокращению человеческого и трудового потенциала России.
Социальный заказ воспитания студенчества содержится в Законе РФ «Об образовании» (редакция 1996 года), в Федеральном Законе «О высшем и послевузовском образовании», «Типовом положении о вузе», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», правовых актах субъектов РФ, таких, как, например, Закон города Москвы «О молодежи». Ими определяется главная цель: подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, юридически грамотного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Перемены, происходящие в нашем обществе в последние десятилетия, создают принципиально новую ситуацию, когда каждый педагогический коллектив имеет возможность моделировать и воплощать воспитательные системы, адекватные природе детей и юношества, культурно-историческим традициям страны.
Исследуя феноменологию воспитательных систем, мы видим массу воплощенных образовательных моделей, в которых присутствует исходный принцип органичной связи специализации, воспитания и творчества. Наперекор сложным реалиям начала ХХI мы видим будущее общество, воспитание молодежи в котором станет общественной доминантой. Ключ к такому будущему – целенаправленная, динамичная, эффективная воспитательная система, опирающаяся на консолидацию всех здоровых сил общества.
Желательно, чтобы образование и воспитание были неразрывны и имели многочисленных участников (школа: учащиеся и педагоги, органы местного самоуправления, исполнительная власть, родители, общественные организации).
В основе любой воспитательной системы лежит отношение воспитанник – наставник. От наставников-родителей и педагогов – в воспитании зависит всё. Они способны, как писал В.А.Сухомлинский, «зажечь желание искать новое, рыться в литературе, мучительно размышлять, по-новому наблюдать за развитием своих умений». Особое значение приобретает институт кураторов, оказывающих помощь студентам в освоении навыков учебного труда, решении их психологических проблем, знакомящих их с традициями и нормами вузовской жизни. В практической жизни сейчас создаются модели наставников из числа граждан среднего и старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны и труда по работе с молодежью
В документе РФ «Стратегия государственной молодежной политики» поставлена задача: вовлечение молодежи в социальную практику и её информирование о потенциальных возможностях развития и помощь в реализации своего потенциала в России. Я полагаю, этот документ рассчитан на уже готовых лидеров молодежи.
21 сентября 2006 года Президентом России В.В.Путиным заложен первый символический камень в основание корпуса Московской школы управления СКОЛКОВО. Здесь будут готовиться кадры управления крупнейших бизнес – компаний в Российской Федерации. «Сегодня ощущается нехватка менеджеров новой генерации, способных развивать бизнес и науку в современных условиях и быть лидерами, а не просто исполнителями. Воспитание и развитие лидерских качеств – одно из ключевых направлений в работе с молодежью» (В.В.Путин, журнал «Национальные проекты» №1/81, 2007г. с.81).
Дмитрий Анатольевич Медведев специально посетил в США Кремниевую долину (Силиконовую) отметил положительный опыт работы для развития системы подготовки кадров и для системы инновационных открытий для социально-экономического подъема России.
По данным исследований, более 45% молодёжи обладают природным общественным темпераментом. Нам очень хочется проявить себя, приобрести навыки лидера, принимать самостоятельные решения, открыто высказывать свои суждения, влиять на события и свою жизнь. Надо помочь развиваться этому качеству, совершать открытия и служить обществу. Государство призвано поддерживать и развивать инициативы молодёжи.
Воспитание носит конкретно-исторический характер, отражает состояние, менталитет общества. По отношению к вопросам воспитания можно судить о его здоровье и зрелости. Воспитание всегда находится на перекрестке мнений, интересов, идеологий, политических страстей. Формируя ценностные ориентации, смысл деятельности человека, оно немыслимо вне социально-экономического контекста. Ценности, определяющие цели воспитания, диктуются жизнью и переводятся в дело процветания нашей Родины.
Предлагаю:
- проведение просветительской работы, (воспитание здорового образа жизни, правовое воспитание, профилактика беспризорности, наркомании, алкоголизма и правонарушений несовершеннолетних) среди старшеклассников и студентов;
- проводить постоянно действующий семинар (в городе Москве и в регионах) по вопросам профилактики наркомании и незаконного потребление наркотических средств в молодежной среде с участием Управления Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
Правительству Российской Федерации:
- на законодательном уровне ввести запрет на употребление курительных смесей (спайсов) и издать законодательный документ, блокирующий доступ в интернет – ресурс по рекламе наркотических средств
Предлагаем создать проект «Воспитание» детей, подростков, молодежи» и сделать это разделом приоритетного национального проекта «Образование». Для этого надо решить серьезно вопрос обучения профессиональных кадров по образованию и воспитанию в Российской Федерации;